Биампинг в действии

paulpaul

Well-known member
Постановка задачи: качественно озвучить небольшую (около 30кв.м.) гостиную. При этом единственный источник звука – компьютер на Win10, выполняющий роль развлекательного центра: фильмы, музыка, ютюб, игры…

Проект начался, разумеется, с выбора акустики. Хотелось, конечно, двухполоску в закрытых ящиках + сабвуфер в закрытом ящике. Но в итоге выбор был сделан в пользу TQWT-проекта от немецких энтузиастов (https://www.gazza-diy-audio.de/speakers/wavetube-152/). Как раз очень удачно в аудиомании распродавали как раз такие спикеры. TQWT при очень компактных размерах может играть от 30 Гц, при сравнительной простоте электронной части.

Разумеется, пассивный кроссовер я делать не стал, а стал делать би-ампинг.

В качестве усилителей были выбраны IcePower 50asx2. Аргументы были такие:

  • Отличный дилер в РФ
  • Законченное решение со встроенным импульсным блоком питания
  • Чип не греется (мне не хотелось решать проблему охлаждения чипов)
  • Качество звучания на уровне лучших решений d-класса


Уверен, что d-класс на TI 3255 по качеству звука вполне сопоставим, но уж больно сильно греется.



Для формирования аналоговых сигналов была выбрана связка продуктов Чип и Дип из:

  • USB to i2s транспорта Рефлекс
  • Двух DAC на PCM 5242
  • Платки мастера для прошивки PCM 5242 и управления ими по i2c
  • Импульсного блока питания на 5v для питания PCM 5242 (и, впоследствии, буферов)


PCM 5242 имеет на борту встроенный dsp, функционала которого хватает на то, чтобы сделать цифровой кроссовер на IIR-фильтрах. Вся остальная эквализация (в т.ч. room correction) делается на компьютере, который служит источником.

Собранный макет показал, что между выходами PCM 5242 и входами усилителя необходим буфер. Пришлось искать на aliexpress платки balance to unbalance и платку питания для них (5v to +/-12v). Наверняка было бы куда проще с PCM 5142, но дэки уже были куплены.



После успешного макетирования, все вышеперечисленное было инсталлировано в компактный компьютерный корпус.

Отдельно хочу отметить, насколько удобны выбранные мной разъемы neutrik. После них «бананы» кажутся просто нелепым анахронизмом.



Я очень доволен качеством получившегося решения. Если интересно, то могу добавить фото и рассказать про эквализацию и room correction.
 

paulpaul

Well-known member
Настройка одного из каналов в pure path studio. На входе - стереопоток с транспорта. Берем только один канал (на картинке - левый) и делим его на два потока. Верхний - ВЧ, нижний - НЧ. Для ВЧ делаем задержку (я опытным путем подобрал 10 тактов), слегка снижаем громкость и прогоняем через два последовательных high-pass фильтра Баттеруорта второго порядка (что дает Линквитц-Райли четвертого порядка). Для НЧ - просто два последовательных low-pass фильтра Баттеруорта второго порядка.
 

Вложения

  • 83,5 КБ Просмотры: 12

paulpaul

Well-known member
Регулировка громкости - в DAC (REGVOLL и REGVOLR). Осуществляется - переменным резистором. Приложил файлик с удобными, в моем понимании, значениями для громкости.
 

Вложения

paulpaul

Well-known member
Вот так выглядит АЧХ после корректировки влияния комнаты
 

Вложения

  • 31,9 КБ Просмотры: 15

paulpaul

Well-known member
После изучения подходов к подготовке помещений было принято волевое решение не делать в гостиной аж вовсе ничего. Только убрал стеклянный журнальный столик. А для того, чтобы звучало поприятнее, я решил сделать room correction. Для этого я использовал связку из ПО REW и измерительного микрофона umic-1. Было сделано 6 замеров в районе места прослушивания. Затем я усреднил полученные результаты (в аттаче). Надо сказать, что колоночки отлично звучали и без эквализации.
 

Вложения

paulpaul

Well-known member
Затем я применил к каждому из каналов алгоритмы автокоррекции REW. Поглядев на результаты я решил, что не будет ошибкой:

1. Добавить 2 db начиная с 300 Гц и ниже для правого канала. Левая колонка стоит в углу - угол усиливает нижние частоты. Если туда еще ввалить - начнет ощутимо подгуживать. А в правую - самое то.
2. Подрезать высокие на -6 db начиная с 5 кГц и выше для обоих каналов. Чисто вкусовщина.
 

paulpaul

Well-known member
А, и пара слов про то, как работает REW. Это измерительный комплекс с функцией автокоррекции: подпихнув на вход автоэквалайзеру некую АЧХ (результат измерения или усредненную АЧХ из нескольких измерений) мы получаем набор параметрических фильтров. Дальше эти фильтры можно, скажем, экспортировать в текстовый файл и вкрячить в ваш dsp или софтовый эквалайзер (я пользуюсь APO). Прям чудес эта штука не творит, но звучание становится приятнее. Ну и, по-хорошему, нужно бы провести ревью нафигаченных автоэквалайзером фильтров, но мне лень.
 
Верх